Его родина там, где джаз
Друзья! 20 февраля 1926 года на свет появился замечательный кул-джаз и хард-боповый тенор-саксофонист, флейтист и композитор по имени Бобби Джаспар (Bobby Jaspar). И пусть географически его колыбель была расположена в бельгийском городе Льеж, зато вторым домом ему стала родина той музыки, которую он впитывал в себя так глубоко и близко к истокам, что его вполне можно было бы назвать коренным американцем, несмотря на то что воспитывался он в традициях классической европейской исполнительской школы.
Неголословное "обвинение", особенно если слушать неповторимо-лиричное звучание европейского джазового музыканта, который, по сути, не является носителем культивируемого им музыкального языка: казалось, он должен был бы говорить с узнаваемым акцентом, а он не только абсолютно естественно мог играть по-американски, но и думать так же, только своим уникальным, бесконечно стремящимся к совершенству голосом. Поэтому талант Бобби, если можно так выразиться, – "экземпляр" единичный, даже если обладатель этого таланта не стал выдающимся лидером, а просто на равных условиях работал с такими джазовыми исполнителями, как Майлс Дэвис, Чет Бейкер, Билл Эванс, Джей Джей Джонсон и Джон Колтрейн.
Что же до первого практического знакомства с музыкой, то у Бобби оно состоялось в 11-летнем возрасте, правда, сначала он играл на фортепиано. В 16 лет он стал осваивать кларнет, ближе к 17 годам предпочёл гораздо больше полюбившийся ему тенор-саксофон. Чуть позже он добавил в свой исполнительский инструментарий ещё и флейту, на которой, кстати, играл не менее талантливо. Через несколько месяцев Бобби начал играть на саксофоне в группе "Dixieland", где вместе с ним начинал карьеру пока ещё просто гитарист – Тутс Тилеманс. И с 1945 года он был уже членом оркестра "Bop Shots", в котором ему удалось импровизировать с лучшими бельгийскими музыкантами-дебютантами, среди которых оказались: "Fats" Sadi (джазовый вибрафонист, барабанщик, певец и композитор), гитарист Рене Томас и альт-саксофонист Жак Пельзер.
В 1950 году счастливая звезда его карьеры привела музыканта в Париж, который был тогда европейским центром джазового притяжения. В этом городе он быстро стал своим, вращаясь в кругах местных музыкантов, а также заокеанских исполнителей, приезжавших в Европу со своей освежающей порцией джазовой музыки. К примеру, в начале 50-х он записывался с французским джазовым пианистом Анри Рено (с 1951-1963 годы), в середине десятилетия – гастролировал с такими заезжими знаменитостями, как гитарист Джимми Рейни, трубач Чет Бейкер, и выступал с джазовой вокалисткой Блоссом Дайэри, вскоре ставшей его женой. Однако ролью аккомпаниатора Бобби вовсе не ограничивался – в 1954 году, организовав собственный ансамбль, он записал прекрасный альбом "Memory of Dick" (1955), где, кстати, играл на флейте; в том же году стал музыкантом № 1 (только уже в качестве тенор-саксофониста) в опросе читателей журнала "Jazz Hot". В общем, если учесть, что весь этот блестящий исполнительский багаж был приправлен невероятно техничной манерой исполнения, смелыми импровизациями, лиризмом и постоянной тягой к экспериментам, которыми славился Бобби, то кажется вполне логичным, что он стал одной из центральных фигур современного европейского джаза 1950-х.
Словом, уже ничего не могло помешать успешному развитию карьеры Бобби в Штатах, куда он отправился в 1956 году. А поскольку там его уже заочно знали, вскоре (частично по рекомендации Майлса Дэвиса) он попал в только что сформированный квинтет Джея Джея Джонсона, участвуя в записях нескольких альбомов тромбониста вплоть до 1959 года. Другим его знаменитым музыкальным партнёром был тенор-саксофонист Джон Колтрейн, который пригласил Бобби для участия в своём проекте "Interplay for 2 Trumpets and 2 Tenors" (1957), вместе с Идрисом Сулейманом и Вебстером Янгом на двух трубах. Как следствие – Бобби обогатил своё мягкое, поначалу вдохновлённое игрой Стена Гетца, звучание огоньком энергичного хард-бопа, сохранив, тем не менее, свою оригинальную лирическую изюминку. Да и сам стал пробовать свои силы в качестве лидера теперь уже на новой земле.
Самым известным его сольным альбомом в Штатах стала пластинка "Bobby Jaspar with George Wallington" (1957), записанная при участии пианиста Джорджа Уаллингтона, контрабасиста Уилбура Литтла, барабанщика Элвина Джонса и трубача Идриса Сулеймана. Но по воле судьбы эта запись стала одной из немногих сольных работ Бобби, опубликованных не только в США, но и вообще где бы то ни было за всю его недолгую карьеру. Он записал всего четыре сольных пластинки перед своими европейскими гастролями, которые состоялись в 1961 году – всего лишь за два года до своей смерти. И напоследок всё-таки успел сделать ещё несколько сессий, в числе которых оказался чудесный концертный альбом в клубе Ронни Скотта, записанный в 1962-м при участии его старого друга, гитариста Рене Томаса, а также блистательный альбом с секстетом только что вышедшего из тюрьмы Чета Бейкера – "Chet Is Back!".
Что ж, достойное завершение карьеры потрясающего и ещё такого молодого музыканта: ему было всего-то 37 лет, когда внезапный сердечный приступ, случившийся с ним в Нью-Йорке, унёс его в мир иной 28 февраля 1963 года. Ну а нас с вами ожидает ещё много чудесных встреч с его музыкой, идущей прямо к сердцу.
Екатерина Селянинова
#BobbyJaspar #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzSax #JazzFlute #HardBop #CoolJazz #20FebruaryJazz